Квартблог любит учится новому, и особенно – узнавать что-то от по-настоящему увлеченных своим делом людей. Поэтому в субботний день мы не остались сидеть дома, а пошли на мастер-класс по объемному состариванию дерева, который вела энергичная жизнерадостная Дарья Гейлер .
Дарья в своей мастерской занимается созданием мебели на заказ, ее стиль – состаренное дерево, кантри и прованс, многослойность и уникальные и живые фактуры. Этому и пришли учиться у нее мы и еще десять девушек. На мастер-класс было отведено три часа, и, как оказалось, для создания небольшой вещи в стиле (а нам предстояло красить рамку), это совсем не много! Итак, начнем.
Этап 1. Наносим базовый слой
На каждом столе стояло по четыре емкости с краской. Во-первых, кюветы с двумя яркими цветами, во-вторых, серый цвет, чтобы их приглушить, и, наконец, базовый цвет, белый или серый. С него мы и начали.
Этап 2. Сушим
Пред нанесением каждого нового слоя краски предыдущий необходимо хорошо просушить. Лучше давать краске высохнуть в естественных условиях, благо, на это нужно 10—20 минут, но нам нужно было работать максимально быстро, поэтому всех попросили захватить с собой фены, и в помещении колоритной фотостудии «Аполло», где мы работали, стоял равномерный гул.
Этап 3. Натираем парафином
Помните, как в детстве перед тем, как рисовать акварелью, проводили по бумаге свечными огарками, и получались красивые узоры? С деревянными предметами, оказалось, можно работать так же. Парафином мы натерли те части изделия, которые должны быть красиво обшарпанными: кромки, углы. Позже с этих мест краски следующих слоев будут отходить более охотно.
Этап 4. Добавляем шпатлевку
Шпатлевка – замечательная вещь. Ей не только можно замазать вмятины от саморезов, лишние трещинки и прочее. Ей можно еще и создавать объем и фактуру, добиться рельефности и такого эффекта, будто на вещь уже наложили десяток слоев плотной краски. Именно на этом этапе мы поняли, зачем нам фартуки и медицинские перчатки (а также бахилы): наносить шпатлевку проще всего оказалось пальцами, так что даже самые аккуратные не остались бы чистыми.
Этап 5. Работаем губкой
Чтобы создать эффект потертости и просвечивающих друг из-под друга слоев краски, не обязательно использовать шкурку – можно просто наносить краску губкой.
Этап 5. Продолжаем красить
Накладывая слой за слоем краску, важно вовремя остановится. Обычно трех-пяти слоев более чем достаточно, ну а я, поддавшись не очень уместной в этот день любви к минимализму, и вовсе ограничилась двумя. Зато в свободные минуты успевала рассмотреть, что создают другие участницы мастер-класса. Было интересно видеть, как некоторые девушки – очевидно, не сознательно – создавали рамки точно в тонах своей одежды. Кто-то прятал множество ярких слоев под темный верхний – и именно такие рамы в итоге получились самыми «прованскими».
Этап 6. Шкурим
В конце второго часа мастер-класса началась самая пыльная работа – наждачной бумагой. Довольно крупной шкуркой мы наконец-то принялись счищать лишние слои краски – и рамки преображались на глазах! Для новичков волшебство этого метода – в том, что ты не можешь знать наверняка, что у тебя получится, остается расслабиться и дать волю интуиции.
Этап 7. Финальный штрих – патина
Покрытие патиной – звучит благородно, но в нашем случае ею оказалась темно-бурая пахучая субстанция – битумный лак. В художественных магазинах он продается в маленьких баночках как патина, в строительных – целыми канистрами в качестве универсальной черной краски с антикоррозийным эффектом. По словам Дарьи, немногие используют его для декоративных работ по дереву, и зря – он дешев, быстро сохнет и дает благородный темно-коричневый тон.
Чтобы не испортить работу, нужно наносить лак правильно: слегка обмакнуть в него сухую круглую кисть из щетины, растереть на бумаге и затем работать легкими, метущими движениями. Эффект бывает просто волшебным, например, мгновенно проявляется фактура скрытой под одним слоем краски древесины. Кузбасслак дает разные эффекты в зависимости от того, как его использовать. Во внутренних углах вещи он дает эффект запыленности, испачканности, на выступающих частях создает иллюзию, будто из-под краски проступает благородное, старое темное дерево.
Итак, последний мазок лака и – барабанная дробь! – вот они, готовые рамки. Удивительно, что хотя палитра была ограничена и мы все использовали одинаковые приемы, двух одинаковых рамок не нашлось. Кто-то вместо сероватой «провансальской» рамки создал яркую вещь почти морковного цвета, кто-то умудрится выйти за рамки и украсил ее почти художественной росписью. Дарья оказалась прекрасным преподавателем – она не просто показывала приемы, но и умела видеть каждую работу, подсказать, что именно в ней стоит доделать, а когда пора остановиться и перейти к следующему этапу.
Кстати, важное замечание — мастера обычно не используют в работе все приемы, о которых мы узнали на мастер-классе, для создания конкретной вещи обычно хватает части из них.
Так как мы оказались самой собранной группой и закончили работу еще до того, как время мастер-класса вышло, у нас осталось полчаса, чтобы поговорить о конкретных материалах и технологиях.
Советы от Дарьи Гейлер
И напоследок еще один полезный совет — наблюдайте! Наблюдайте, как стареют вещи, как выглядит антиквариат на блошиных рыночках, как протираются старые лестницы, как осыпается штукатурка с ярких стен. Вдохновляйтесь по пути на работу, в путешествиях и в Сети. Ведь даже если вы выучите все технические приемы и хитрости, только природа сможет научить вас, как создать вещь, которая будет выглядеть красиво и естественно.